Институт создает соответствующие условия для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведен инструктаж по работе с инвалидами. На основе соблюдения принципов здоровьесбережения в институте устанавливается особый Порядок освоения дисциплины «Физическая культура». Занятия по физическому воспитанию будут проводится по специальным программам с учетом особенностей обучающихся и с учетом индивидуальной программы реабилитации. Студенты с нарушениями слуха и зрения смогут выбрать подвижные занятия адаптивной физкультурой на открытом воздухе или в спортивном зале, а также занятия на специальных тренажерах общеукрепляющей направленности. Для обучающихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата будет предусмотрена возможность заниматься интеллектуальными видами спорта.
Территория института соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на ней. Входные группы института оборудованы специальными съездами и пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Здание оборудовано кнопками вызова персонала, оборудован туалет, на лестничных маршах нанесена контрастная разметка для слабовидящих. Входные двери обозначены специальными знаками для слабовидящих. В буфете оборудованы места для приема пищи лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этаже здания расположены аудитории для проведения практических и лекционных занятий, оборудованные персональными компьютерами с выходом в Интернет, библиотека с читальным залом оснащенная компьютерами, столовая и буфет, санитарно-гигиенические комнаты оборудованные расширенными дверными проемами, поручнями. Здания оснащены системами противопожарной сигнализации со звуковыми сигналами библиотека комплектуется специальными адаптивно-техническими средствами для лиц с ОВЗ.
Инструкция по обслуживанию инвалидов и маломобильных граждан при посещении института
Институт создает соответствующие условия для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведен инструктаж по работе с инвалидами.
При разработке Правил приема в МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ) учтены и прописаны особые условия для поступающих с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. При проведении вступительных испытаний в МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ) имеется возможность создания специальных условий при проведении вступительных испытаний. Абитуриент может в заявлении указать необходимость:
К работе в Приемной комиссии МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ) привлекаются сотрудники, обладающие знаниями о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи ими учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. Стенды и информация приемной комиссии доступны для всех нозологических групп инвалидов.
Организация и сопровождение образовательного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Основные профессиональные образовательные программы МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ) адаптированы для обучающихся инвалидов различных нозологических групп. Образовательный процесс для обучающихся с ОВЗ в МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ) может быть реализован в следующих формах:
В случае обучения по индивидуальному плану обучающихся с ОВЗ может быть увеличен по личным заявлениям:
Индивидуальный план обучающихся с ОВЗ подразумевает включение в основную профессиональную образовательную программу факультативного специализированного адаптационного модуля, предназначенного для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе профессионального образования.
Адаптационный модуль может быть освоен обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, как на первом году обучения, так и в любой момент по заявлению обучающегося инвалида в зависимости от психофизического состояния, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся с ОВЗ и на основе учета рекомендаций ИПР инвалидов.
После освоения адаптационного модуля обучающийся инвалид и обучающийся с ОВЗ продолжает обучение в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися – инклюзивно) с применением специализированных методов обучения, либо если на то нет медицинских показаний без применения специализированных методов обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и обучающихся с ОВЗ; консультирование по психофизическим особенностям обучающихся с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.
Для комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ предусматривается привлечение кураторов (тьюторов), педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, сурдопедагогов, тифлопедагогов из числа научно-педагогических работников Университета, обладающих необходимой квалификацией.
Научно-педагогические работники, работающие с обучающимися с ОВЗ, имеют право проявлять педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, определяемых содержанием обучения, материально-техническим обеспечением, особенностей восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ.
Техническое и программное обеспечение учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью
Для обучающихся с ОВЗ по слуху предусматривается применение сурдотехнических средств, таких как, системы беспроводной передачи звука, техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.
Для обучающихся с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, таких как, брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторов речи и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких, как экранная клавиатура, и альтернативные устройства ввода информации.
Разработка образовательного портала, обеспечивающего электронное обучение, применение дистанционных образовательных технологий осуществляется с учетом возможности отвечать потребностям наибольшего числа обучающихся, в том числе обучающихся и абитуриентов с ОВЗ.
В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.
Программно-технические средства, используемые при обучении с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивают доступность обучающимся с ОВЗ по различным нозологиям.
Для обучающихся с нарушениями слуха применяются программные средства преобразования звуковых файлов в текстовую форму.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной системы предусмотрена доступность управления учебным контентом с клавиатуры.
Основной формой обучения с применением дистанционных образовательных технологий является индивидуализация содержания, методов и темпов учебной деятельности обучающегося с ОВЗ, мониторинг его действий и операций при решении конкретных задач; коррекции деятельности обучающегося с ОВЗ и/или научно-педагогического работника.
Обязательным является включение обучающихся с ОВЗ в учебные мероприятия, способствующие сплочению учебной группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. К таким мероприятиям относится организация дискуссий, выполнение WiKi-проектов.
Предусматривается проведение онлайн-занятий с использованием вебинаров, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров и практических занятий, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Трудоустройство и постдипломное сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с крупнейшими агентствами по трудоустройству, государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями, с которыми имеются договоры о сотрудничестве.
Основными формами содействия трудоустройству лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями, индивидуальные и групповые консультации выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках адаптационного модуля образовательных программ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций.
Программа содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения